О "святом пьянстве"
Каждый христианин наверняка помнит, что первым чудом, которое совершил Иисус, было чудо превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Одновременно, это было и первое чудо, о котором попросила Иисуса Его Пресвятая Мать Дева Мария.
Примечательно, что вино на свадьбе было. Но кончилось, хотя запасено, думаю, было немало. Все произошло в точности по русской поговорке: "Сколько водки ни бери, всё равно два раза бегать". Правда, когда нет денег на спиртное (что имело место в Кане Галилейской), этого сделать невозможно. В любом другом случае подобное было бы не так страшно. А вот на свадьбе - значило опозориться перед всеми приглашенными. Это понимала и Дева Мария, и Иисус. И не могли не помочь празднующим. Но это, так сказать, лежит на поверхности. На самом деле, это первое чудо Иисуса Христа совсем не случайно. Его осмысление нами, христианами, еще далеко не закончено. Оно нуждается в глубоком теологическом исследовании, на которое я пока не претендую. Однако, попробую, хотя бы поднять проблему.
Начнем с того, что пьяный человек трудно контролируем. И чем более он пьян, тем он меньше поддается внешнему воздействию. На самом деле он все равно контролируется, но только теми своими принципами, в которых укоренен настолько глубоко, что они оказываются сильнее его физических возможностей. Скажем так, для того, чтобы питие оказывало на человека более благотворное воздействие, лучше если его духовный контроль закончится не ранее прекращения его физических возможностей.
Более того, вино, изобретенное праведным Ноем, имеет не только Богом данную возможность увеличивать радость человека, но и противостоять покушениям на свободу личности. Пьяный человек не попадет под влияние тоталитарной секты (и вообще под чьё-либо влияние), не будет оболванен средствами массовой информации (и вообще кем бы то ни было) и, наконец, сможет узнать, что же скрывается в глубине его души.
Настоятельно рекомендую людям, испытавшим сильное алкогольное опьянение, проанализировать свое поведение в это время. (При отсутствии воспоминаний - со слов других). Уверяю, что вы узнаете очень много интересного о себе. Узнаете свои склонности, поймете настоящий вы христианин или нет... Только, Бога ради, не планируйте этого заранее. Только post factum. Ибо я вовсе не предлагаю дополнительный повод для пития. Их и так достаточно. Более того, надо вообще пить без всякого повода, ибо сам поиск повода означает, что вы просто хотите напиться. А это уже грех.
С другой стороны, вопрос может быть поставлен и строже: отказ от выпивки может привести к нарушению заповеди "не убий". Вряд ли кто, кроме русского католика Венечки Ерофеева, задумывался над тем, каким образом смогла бы толпа евреев, возбуждаемая своими первосвященниками, отправить на смерть Иисуса Христа, если бы вдруг была вдрызг пьяна? (Причем вместе с прокуратором Понтием Пилатом и царем Иродом Антипой.) К сожалению, благословенное воздействие вина (как и Благая Весть) еще не были распространены христианами до краев земли. Господь знал это. И исполнились Писания. Однако, думаю, в Иерусалиме все-таки нашлись блаженные люди, не сумевшие добраться по вышеназванной причине до судилища и Божиим провидением избежали выговорить страшные слова: "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25).
Кстати, здесь уместно вспомнить и того, кто, как я думаю, должен был изобрести вино до Ноя. Я имею ввиду первого земледельца - Каина (Быт. 4, 2). Почему принесение им Богу плодов земли не было принято Богом? Одни считают, что из-за нравственного облика Каина. Но, я думаю, из-за того, что Каин не исполнил предназначенного ему от Господа. Не изобрел вина! Ведь после Потопа Ной тоже начал возделывать землю и сразу же насадил виноградник (Быт. 9, 20). А затем и сделал вино. Но Каин поступил иначе. А ведь он был старшим братом, а значит ему было доверено и более ответственное дело. Но... он зарыл данный ему Богом талант, затаил обиду на брата (исполнившего свое скромное дело безупречно) и в конце концов стал убийцей и лжецом.
А вот если бы он, после принесения дара Богу лежал бы в своем доме подобно Ною, ему было бы не до зависти к брату своему. Да и дар его был бы принят. Более того, если бы уже тогда на земле появилось вино, возможно Богу не пришлось бы проливать столько воды. (Я имею в виду Всемiрный Потоп.) Следовательно, Ною не пришлось бы вместо Каина изобретать вино, его воздействие было бы известно ему сызмальства, он был бы готов к нему и не оказался бы застигнут последней стадией опьянения в голом виде. Соответственно, Хаму не пришлось бы насмехаться над отцом, Ханаан не был бы проклят, а человечество избежало бы тех расовых проблем, которые оно сейчас имеет.
Короче, пить вино - богоугодное дело. И следовательно, чем в больших количествах его пьешь, тем более богоугодно поступаешь.
Английский классик Г. К. Честертон говорил, что нет ничего более тошнотворного, чем умеренно пьющий человек. Почему? Да очень просто! Когда люди трезвы, они беседуют друг с другом осторожно, предусмотрительно, часто ищут возможности показать свои знания, свой ум, ищут выгоды. Когда же люди начинают пить, то с каждой кружкой они становятся все более открытыми, более откровенными, начинают относиться к другим без лицеприятия. По русской пословице: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". И это прекрасно! Люди не скрывают свои мысли! Они становятся как дети. Пьяные перестают лгать. Где пьют - там нет лжи. А где нет лжи - там Бог.
Пейте! Спасение рода человеческого Бог начал с того, что напоил людей, превратив воду в вино. Завершил же его пресуществлением вина в Кровь Свою, Кровь Нового и Вечного Завета, за нас изливаемую. И мы, христиане, должны пройти тем же путем - выпив вина, сораспяться Христу!


***********************

Страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

— О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

— Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

— Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.
Покуда РПЦ не откажется от своего тезиса, что зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении, о каком диалоге, тем более конструктивном можно вести речь. На форуме неоднократно обсуждалось, что главные враги трезвости - это культуропитейщики, как раз доказывающие, что пить надо в меру, но с ними что-то конструктивного диалога, какой же должна быть мера, никто не ведёт.
 

Главная страница
Гостевая книга
ОООО "Оптималист"



Сайт управляется системой uCoz